Роскомнадзор запретил 5000 ссылок про шлюху Наилю Аскер-Заде и ее спонсора Андрея Костина

Законодательство не дает Роскомнадзору права определять объекты сетевых блокировок. Сотрудники ведомства выполняют решения прокуратуры, судов, ФНС и ФСБ, но не могут запрещать что-либо самостоятельно.

На практике такой порядок соблюдался до 2018 года, когда на PR-рынке появилась услуга блокировки контента Роскомнадзором. Любая ссылка, которая интересует заказчика, может быть внесена в реестры и блокирована провайдерами. Решений суда, писем прокуратуры, ФНС и ФСБ не требуется — вся процедура реализована силами Роскомнадзора. Самым дорогостоящим видом услуги является пакетная блокировка с неограниченным объемом ссылок. По такому контракту с президентом ВТБ Андреем Костиным проведены тысячи блокировок, включая ряд популярных сайтов.

Костин платит за пакетную блокировку РКН с конца 2018 года — стоимость для него составляет $300 тыс в месяц. Вопреки закону сайты блокируются не только без суда, но и без соблюдения нормы о 24 часах на удаление запрещенного контента. По практике возможен блок ресурса через несколько часов после появления текста о Костине (1).

Исполняя услугу, РКН рассылает хостерам и владельцам доменов запросы — точно также, как делается в обычных случаях. Если контент судами или прокуратурой не запрещен, в запросах РКН либо отсутствует номер судебного решения, либо фигурируют посторонние вердикты, не имеющие отношения к блокируемому контенту. Наиболее часто в коммерческих письмах РКН по Костину упоминаются:

Арбитраж А56-81482 от 11.09.2018. Полный текст решения (2). Копия текста (3). Карточка на сайте суда (4).

Арбитраж А56-121229 от 16.11.2018. Полный текст решения (5): Карточка на сайте суда (6).

На основании решения А56-81482 по состоянию на начало марта 2019 года произведено 286 блокировок (7), на основании А56-121229 — 653 блокировки (8). Количество блокировок по решениям без номера — неизвестно.

В среднем по письмам РКН контент удаляют 4 сайта из 5. Поэтому если через реестры в рамках услуги блокированы более 1000 адресов, то не менее 5000 ссылок удалены редакциями, администраторами доменов и блогов до внесения в реестр. Пример адреса, удаленного по письму РКН до включения в реестр (9).

В решениях А56-81482 и А56-121229, принятых осенью 2018 года, упомянуты порядка 50 статей. Вердикты не содержат основной части контента, блокированного Роскомнадзором с декабря 2018 по март 2019 года. Большинство внесенных в блок публикации касаются событий 2019 года, потому их даже теоретически не мог запретить суд, состоявшийся в 2018 году.

Образцом является запрет сайтов Tgline.me и Tlgrm.eu. Они опубликовали перепечатку поста канала «Футляр от виолончели». Удаленный адрес Tgline (10). Сохраненная в кэше версия (11). Скрин (12).

Текст описывает то, как Андрей Костин купил через своего бухгалтера Кирилла Зимарина квартиру певца Александра Малинина и подарил ее любовнице — журналистке Наиле Аскер-Заде. Присутствуют выписки ЕГРП по всей цепочке сделок, сама информация проверяема и достоверна.

Пост опубликован в феврале 2019 года (13). До того сведения об этой квартире Костина и Аскер-Заде никем другим не публиковались, а потому не могли быть запрещены прошлогодним судом.

Но практически любому сайту, который перепечатывает или хотя бы комментирует данный текст, поступает письмо Роскомнадзора с требованием удалить материал на основании решений А56-81482/2018 или А56-121229/2018.

При отказе от удаления домен вносится в блокировку. При запросах о несоответствии решений судов, чья номера указаны в требованиях РКН, Роскомнадзор отсылает типовой ответ. Скрин ответа ведомства (14). Поэтому исполнители в РКН точно знают, что блокируют те ссылки, которые никем не запрещены.

Причиной ряда блокировок Роскомнадзор также официально указывает (15) решение Дзержинского райсуда 1865/18 от 23.10.2018. Полный текст решения (16). Карточка на сайте суда (17). Этот суд проигран Андреем Костиным, судья отказала в блокировании контента без права на обжалование.

 
Автор Беби-фейс с гулькой